Признаки информационного общества

  1. Наличие противоречий
    Возникают массовые социальные противоречия между трудящимися и уволенными рабочими, знания которых стали не нужны, знающими и невеждами, имеющими доступ к информационной магистрали и не имеющими его.
  2. Ориентация на знания
    Умственный труд становится основой создания материальных ценностей, получения доходов и прибылей. Центр тяжести смещается от силы мышц к силе мысли. Знания становятся составляющей продукции. Распространяются технические средства, ориентированные на знания. Системы управленческой информации эволюционируют в системы знаний.
  3. Цифровая форма представления объектов
    Документы преобразуются в электронно-цифровую форму. Общение между людьми приобретает форму единиц и нулей. Переход от аналоговой техники к электронно-цифровой (связь, системы фиксации событий, копирование).
  4. Виртуальная природа
    Физические предметы, организации могут становиться виртуальными. Виртуальные магазины, склады, рабочие места, бригады. Виртуализация данных, системы «виртуальная реальность» с воздействием на все органы чувств.
  5. Молекулярная структура
    Конец административно-командной иерархии. Отдельные работники и бригады получают свободу действий и возможность создавать ценности. Создаются компоненты типа конструктора «Лего», предполагающие многократное и многофункциональное использование.
  6. Интеграция
    Межсетевое взаимодействие. Предприятие нового типа — это сетевой элемент. Появляются модульные независимые организации, составляющие единую сеть услуг и производства. Создание материальных ценностей, торговля, общественная жизнь основываются на глобальной инфоструктуре общего пользования.
  7. Устранение посредников
    Устранение в хозяйственной деятельности агентов, маклеров, оптовиков, отчасти розничных торговцев — всего, что стоит между изготовителем и потребителем, всех, кто выполнял функции усилителя сигналов в каналах связи организаций.
  8. Конвергенция
    Конвергенция ключевых отраслей экономики. Конвергенция организационных структур.
  9. Инновационная природа
    Нововведения — главная движущая сила экономической деятельности и успеха в деле. Основным источником ценностей становится человеческое воображение, а не традиционные факторы успеха — доступ к сырью, производительность, масштабы, стоимость рабочей силы. Нововведения в стратегии маркетинга, методах управления.
  10. Трансформация отношений «изготовитель-потребитель»
    Стирание граней между изготовителем и потребителем. Знания, информация потребителя используется при создании продукта, особенно при разработке информационных систем, программных продуктов. Потребитель может отслеживать, корректировать и даже участвовать в создании продукта, ориентированного на его конкретные пожелания.
  11. Динамизм
    Новое общество действует в режиме реального времени. Торговля становится электронной, коммуникации выполняются мгновенно, получение истинной картинки процесса со всеми необходимыми параметрами обеспечивает непосредственный контроль и управление. Жизненный цикл продукции сокращается.
  12. Глобальные масштабы
    Знанию не ведомы границы. Экономика превращается в общемировую. Организация взаимной работы, сотрудничества не ограничивается пространством и временем. Работу можно выполнять в самых разных местах, в том числе на дому. Возрастает взаимозависимость стран.

Преобразования, связанные с переходом к новым социальным, экономическим, технологическим условиям, требуют от человека новых знаний. Общество старается поддержать человека в процессах адаптации, создавая специализированные образовательные структуры, формируя систему стимулов. Комплекс мероприятий, способствующих переходу к информационному обществу, и сам процесс перехода принято называть информатизацией общества. По определению Федерального закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г., информатизация — это «организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

Процесс информатизации включает в себя следующие взаимосвязанные технико-технологические составляющие:

  • процесс распространения электронной технологии на самые различные сферы человеческой деятельности: в производство и управление, образование и науку, социальную и культурную сферы;
  • процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации, в котором главным носителем информации и данных становится электронный носитель;
  • процесс совершенствования средств поиска и обработки информации на основе внедрения компьютерной техники. Компьютер становится главным средством избавления от рутинных операций;
  • процесс формирования новых способов коммуникации человека, связанные с освоением компьютерной техники практически всем населением;
  • процесс развития знаний и способностей людей к восприятию информации, что повышает интеллектуальный потенциал общества, включая возможность использования искусственного интеллекта;
  • процесс развития мировой информационной системы, техническую основу которой сейчас составляет Интернет.