Особенности импрессионизма

Переменчивые эффекты света и цвета – вот куда стремилось всё внимание импрессионистов. Был возведён в культ пленэр – рисование на открытом воздухе. Солнечный свет, блики солнца на воде, шелест листьев, дуновение ветра, тени, всё окружающее пространство вокруг позволяло сильнее ощутить мгновение жизни, происходящее именно в этот определенный момент, и запечатлеть его на холсте.

Надо сказать, что тяга к рисованию на натуре существовала у художников и до импрессионизма (Камиль Коро, поздний Курбе, Александр Иванов «Явление Христа народу»).

Камиль Коро «Водопад в Терни» 1826

Но это было только развитие живописных приёмов, импрессионисты же произвели революцию видения. Они писали не столько предметы и пейзажи, сколько некую неосязаемую живописную самодостаточную сущность, растворяющую в себе и предметы, и пространство, и объёмы.

В неподвижности холста каждой картины импрессионистов чувствуется трепет замершего времени, растянутость единого мига: отражения, рефлексы, преломления света и цвета, дрожащие контуры, туманность.

Альфред Сислей «Сена близ Буживаля» 1872

Картины импрессионистов отличали торопливые мазки, отсутствие чётких контуров и прорисовки изображения. Художники-импрессионисты не использовали палитру, то есть не смешивали краски, а наносили мазки чистых цветов сразу на холст близко друг к другу, где они визуально смешивались сами.

Кое-чему импрессионисты учились у фотографии, например, умению «размывать» изображение в глубине и фиксировать взгляд на переднем плане картины (Моне «Бульвар Капуцинок»). Интересно, что у импрессионистов редко встречается вертикальный пейзаж (за исключением Писсаро).

Клод Моне «Бульвар Капуцинок» 1873

Импрессионисты – настоящие демократы, они одинаково интересовались и любовались всем: не важно, будь то железная дорога или обнаженная фигура, прогуливающаяся светская дама или тяжелый труд работяги. Они были вне социальности, не были на чьей-то стороне, а просто всем любовались. Искали не мораль, но истину и писали только во имя искусства, во имя совершенства, которому свято служили.

Импрессионисты и Париж

В 60-е годы XIX века вместе с импрессионизмом рождался иной Париж. Его облик кардинально менялся и преображался, разрушая привычные городские пейзажи, менялся ритм жизни. Романтический средневековый Париж исчезал, появлялся Париж современный – одновременно прекрасный и строгий, бурный и напряженный. С новой, но непривычной красотой, вызывающей споры и возмущения, но имеющей большое значение.

Импрессионисты не стали бы создателями нового течения, если бы не были свидетелями рождения нового Парижа. Этот важный исторический момент стал определяющей основой для революции видения, совершенной импрессионистами в живописи.

Можно сказать, что импрессионизм – парижанин, ведь все будущие импрессионисты или родились, или росли, или учились именно в Париже. Здесь родились Эдуард Мане, Эдгар Дега, Клод Моне, Гюстав Кайботт и даже англичанин Альфред Сислей, взрослели Огюст Ренуар и Берта Моризо, учился и жил Камиль Писсарро. Столицу Франции «впечатленцы» писали с увлечением и восторгом, запечатлевая контраст величественного нового и миниатюрного старого.

Камиль Писсарро «Оперный проезд в Париже» 1898

К середине 1860-х годов почти все будущие импрессионисты в большей или меньшей степени знали друг друга. Самым старшим из них был Камиль Писсаро. Главными местами в Париже, где пересеклись судьбы художников, были: Академия Шарля Сюисса, мастерская Шарля Глейера, дом Ипполита Лежона, кафе «Гербуа».

Эдуард Мане – глава новой школы

Главную роль в формировании нового течения сыграл Эдуард Мане. В марте 1863 года в галерее Мартине публика увидела несколько картин Эдуарда Мане, о двух из которых стоит вспомнить. Это первое нашумевшее произведение художника – «Лола из Валенсии» (ещё никто не изображал актрису на сцене) и, можно сказать, первая в истории импрессионистическая картина «Музыка в Тюильри». Впечатления от привычных прогулок по саду Тюильри Мане выплеснул на холст – в полумрачном пространстве, освещенном лишь вечерним солнцем, остановилось мгновение движения и жестов. Атмосфера картины притягивает и не отпускает.

Эдуард Мане «Лола из Валенсии» 1862
Эдуард Мане «Музыка в Тюильри» 1862

В мае того же 1863 года на выставке в Салоне отверженных, куда пришло даже больше зрителей, чем на официальный Салон, много шума вызвала картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Художник бросил вызов унылому академизму. Зрители же, привыкшие к шаблонному видению и эстетическому комфорту, сочли произведение вульгарным.

Эдуард Мане «Завтрак на траве» 1863

В мае 1865 года, уже на официальном Салоне, Мане рискнул выставить «Олимпию». Скандал получился ещё большим, чем с «Завтраком на траве». Очередное непризнание только усиливает восторг других художников-единомышленников по отношению к Эдуарду Мане и за ним закрепляется репутация лидера новой школы.

Эдуард Мане «Олимпия» 1863

Выставки

Время шедевров для будущих импрессионистов – конец 1860-х годов.

Моне и Ренуар «Лягушатня» (стр.88), Писсарро «Дилижанс в Лувсьенне», Базиль «Семья в сборе» и «Вид деревни», Огюст Реуар «Портрет Альфреда Сислея с женой», Эдгар Дега «Оркестр Оперы», Мане «Балкон» и «Завтрак в мастерской».

Огюст Ренуар «Лягушатня» 1869
Клод Моне «Лягушатня» 1869
Камиль Писсарро «Дилижанс в Лувсьенне» 1870
Эдгар Дега «Оркестр оперы» 1870
Огюст Ренуар «Портрет Альфреда Сислея с женой» 1868

15 апреля 1874 года на бульваре Капуцинок, 35 в мастерской Надара открылась Первая выставка  «Акционерного общества живописцев, скульпторов, гравёров и пр.». Несалонные выставки особо ценились публикой, поэтому посетителей было много.

Руководил экспозицией, в которой приняли участие 30 художников, Огюст Ренуар и его брат Эдмон. Картины висели далеко друг от друга, были хорошо освещены, поэтому каждая выгодно выделялась. Такой необычный принцип развески (тогда было принято развешивать тесно) создавал ощущение смелости и необычности.

Из 165 картин покой зрителей нарушали 67 – это работы  Будена, Сезанна, Дега, Гийомена, Моне, Моризо, Писсаро, Ренуара и Сислея. Сегодня некоторые из экспонатов общеизвестны, например, «Ложа» Огюста Ренуара, «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне.

Огюст Ренуар «Ложа» 1874
Клод Моне «Впечатление. Восход солнца» 1872

В целом, выставка была принята на удивление доброжелательно. Многие ценители искусства видели иллюзию, а не реальность, писали о новых непривычных, но прекрасных ощущениях, в которые хочется погрузиться и изучить.

Но многих зрителей смущали торопливые небрежные мазки на картинах, из-за чего складывалось ощущение, что художники просто не старались (в отличие от классиков). Такого мнения придерживался и один из первых критиков импрессионизма,  62-летний журналист и салонный художник Луи Леруа (Louis Leroy). В своей статье, напечатанной в сатирической газете, он назвал некоторых участников Первой выставки «впечатленцами», и сам того не подозревая, дал название новому течению в живописи.

«Акционерное общество живописцев, скульпторов, гравёров и пр.». было ликвидировано в декабре 1874 года. Первая выставка принесла всем участникам небольшой доход, а также заинтересованность импрессионизмом некоторых критиков. Но со временем общество посчитало рекламой их положительные и рассудительные отзывы, картины импрессионистов падали в цене, их творчество всё равно не принималось.

Несмотря на это, 30 марта 1876 года открылась «Выставка группы художников» на улице Лаффит, в которой приняли участие 19 мастеров, среди которых семь импрессионистов: Дега, Кайботт, Моне, Моризо, Ренуар, Писсарро, Сислей. И снова разгромная критика, лишь немногие зрители и знатоки смоги увидеть развитие нового течения в искусстве. «В кафе», балетные сцены и прачки Дега, «Паркетчики» Кайботта и другие – теперь классика живописи.

Эдгар Дега «В кафе (Абсент)» 1873
Гюстав Кайботт «Паркетчики» 1875

Середина 1870-х годов – время взлёта импрессионизма, особенно 1877 год, в котором написаны большинство его главных шедевров.  4 апреля 1877 года состоялось важное историческое событие – Третья выставка импрессионистов, их звёздный час. В масштабной выставке присутствовали все участники течения со своими лучшими работами.

Организовал её самый молодой из импрессионистов Гюстав Кайботт совместно с Писсарро. Главными героями выставки были Париж (его улицы, площади, вокзалы) и парижане. В огромные залы на улице Ле Пелетье, 6 в тот день пришло много посетителей. Импрессионизмом стали интересоваться.

Шедевры третьей выставки, ставшие классикой: «В кафе (Абсент)», «Женщины на террасе кафе. Вечер», «Площадь Согласия» Эдгара Дега; «Качели», «Бал в «Мулен де ла Галетт» Ренуара; «Кот-де-Бёф, Понтуаз», «Красные крыши» Камиля Писсарро; «Индюки», серия «Вокзалов» Клода Моне.

Эдгар Дега «Площадь Согласия» 1876
Камиль Писсарро «Красные крыши» 1877
Клод Моне «Индюки» 1877

В будущем состоятся ещё несколько выставок импрессионистов, но такого триумфа уже не будет. Импрессионизм, как явление в искусстве, укреплялся, становился значимым, но сама группа постепенно распадалась. Объединённые в начале пути общим стремлением к борьбе, поискам свободы, новаторству, художники стали отличаться друг от друга собственной судьбой и развитием собственного мастерства. Сохранялось только ощущение приближения когда-то общих стремлений.

В четвёртой «Выставке  независимых художников» не участвовали Ренуар, Берта Моризо, Сислей, Сезанн, на пятой (1880 год) не было и Моне, на шестой (1881 год) – Кайботта. Основатели группы собрались только на седьмой выставке в 1882 году.

Историю импрессионизма можно считать законченной после 1886 года, в котором состоялась последняя выставка импрессионистов. Шедевры: «Бар в «Фоли-Бержер», «Нана», «У папаши Латюиля» Мане.

Эдуард Мане «Бар в «Фоли-Бержер» 1882
Эдуард Мане «У папаши Латюиля» 1879

Последнее изменение: понедельник, 11 апреля 2022, 17:30