Задание: выполнить конспект лекции в тетради.

Пропорциональная история.

Пропорция  (от лат. proportio — соразмерность, выравненность частей) – взаимное соотнесение частей к целому частей между собой, необходимое измерение для правильного построения любой картины. Еще древние египтяне, греки занялись вопросом измерения человеческих пропорций. Тогда не было метрической системы, так что приходилось обходиться тем, что было под рукой. Например, сама рука или ее кисть.

За неимением такой универсального техники, как линейка, древние зодчие использовали параметры человеческого тела – оно становилось эталоном. Даже в гораздо более позднее время единицей меры на Руси были аршин (шаг), сажень (расстояние между поднятыми вбок руками) или вершок (верхняя фаланга указательного пальца). Можно представить, как разнились результаты измерений.


Подробной разработкой мер определения пропорций занимались деятели активно развивающегося искусства Возрождения. Леонардо да Винчи, Альберти Фирецола, Альбрехт Дюрер исследовали особенности человеческих тел. Они учитывали половые и возрастные различия при составлении пропорций. Их разработки учитывались последующими художниками, учеными, дополняясь и уточняясь. Но для чего все это нужно художнику? Разве он сам не видит, что голова меньше, круглее руки?

Мерить или нет?

Замечать общие особенности и выстраивать соотнесенное, четкое изображение – не совсем одно и то же. Кроме тех случаев, когда у художника идеальный глазомер от природы. Но даже если повезет перенести глаз на бумагу без измерений, то повторить удачу со вторым глазом будет уже гораздо сложнее. Обучение основам пропорций человека и окружающих его предметов на рисунке помогает выстраиванию мировосприятия.

Вместе с другими разделами обучения рисунку (композицией, перспективой, анатомией, штриховкой). Начинающий художник все ближе узнает себя и мир вокруг. Конечно, бывают намеренные изменения пропорций человека или любого предмета. Но они зачастую носят гротескный характер и выполняют определенную задачу художника, могут даже являться его авторской особенностью (Майкл Тейлор, Маргарет Кин). Если особенной задачи перед живописцем не стоит, надо вооружиться терпением и вниманием.

Почему это так важно? Дом с  непропорциональными сваями, с искривлением их, или одна выше другой, вскоре пойдет трещинами, а затем рухнет.  Невыверенная картина никуда не рухнет, но если элементы ее композиции не соотнесены между собой, не получится цельной конструкции, ошибки будут раздражать, отвлекать внимание.

Чаще всего это касается изображения головы человека, на котором лицо занимает почти все пространство. Это неверно, лицевая часть примерно равна половине окружности черепа, а конкретные детали лица берутся в прямом соотношении друг с другом. Если все точно измерить, то правильно перенесенный на лист бумаги человек будет похож на свой оригинал. Попробуйте повторить оригинал на курсах или самостоятельно!


Последнее изменение: понедельник, 11 апреля 2022, 18:09