Задание: Выполнить конспект лекции в тетради.

Содержание лекции:

 О том, что учебно - познавательный процесс должен иметь природо-сообразную основу, в своих трудах Песталоцци рассуждал: «Моей самой существенной, исходной точкой зрения является следующая; созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является единственной основой человеческого познания. Всё, что следует затем, является просто результатом, или абстракцией этого чувственного восприятия. Следовательно, в каждом случае, когда оно не закончено, односторонне и незрело, и результат его будет неопределённый, неуверенный и ненадёжный: и в каждом случае, ког гда оно неправильно, результатом его будет заблуждение и ошибка» [125, с.172.]. Здесь мы замечаем значение степени полноты, ответственности, активности восприятия учащимся учебного материала, на чём он сосредоточился, сделал акцент, заметил то, что другие не увидели или, не проявляя воли, отвлёкся от главного, т. е. проявил здесь свои индивидуальные способности внимания, мышления, сосредоточенности. Значение ориентировочной деятельности подчёркивал П.Я. Гальперин, отмечая: «... то, на {что) и как ориентируется учащийся, имеет существенное значение и для успешного выполнения им деятельности, и для характеристики уровня его развития».

Ориентировочная деятельность объясняется (по словарю) как совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, её обследование и планирование поведения. Мы замечаем, что эти условия деятельности обусловлены длением в настоящем времени и совокупностью действий субъекта, которые проявляется: - в наблюдении, основанном на ощущении, восприятии - цельном, чувственном отражении предметов, ситуаций, событий, явлений, на внимании, избирательности, степени удивлённости, сосредоточенности субъекта на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.); - в воспоминании - при извлечении из долговременной памяти образов прошлого, мысленно локализуемых в данном времени и пространстве, как предсознание; - в воссоздающем воображении - обеспечивающем коррекцию перцептивного образа и создание его средствами словесного описания иди условного изображения воссоздаваемого объекта.

Основными и самыми общими, на наш взгляд, задачами ориентировочной деятельности исполняемой в момент настоящего времени являются: - восприятие целого, чувство целого и отношений между элементами проблемной ситуации, акцентирование их значений на основе собственного прошлого опыта; - предпонимание значения отношений между элементами проблемной ситуации; - выполнение действия (составление индивидуального плана, выражение индивидуального внешнего впечатления, авторской позиции).

Подтверждением тому, что такой тип учебной деятельности как ориентировочная деятельность может иметь самостоятельное значение мы встречаем в рассуждениях П.Я. Гальперина, где процесс ориентировки субъекта в ситуации, предваряющий его действия называется ориентировочной деятельностью, поскольку этот процесс тоже систематически воспроизводится деятелем и ведёт к определённому результату. Или, как мы полагаем, этот процесс ведёт к определённому продукту ориентировочной деятельности, имеющим те качества, свойства, которые характеризуют его отношение к этому и только к этому типу деятельности, обусловленному настоящим временем, выполненному учащимся по внешним впечатлениям, наблюдениям, на основе воссоздающего воображения, в процессе отражения учебного объекта и выражения своей авторской позиции.

Рассмотрим категориальную обусловленность (ориентировочной деятельности) импрессионистической деятельности. Как известно, деятельность художников - импрессионистов (К. Монэ, П. Синьяк, Э. Дега, Ван-Гог и др.) обусловлена настоящим временем, свойством мгновенного впечатления от натуры порождать цельность и остроту восприятия, где непосредственное, живое впечатление не оставляет место однажды раз и навсегда выученному академическому приёму изображения.

В импрессионистическом изображении выражается индивидуальное видение реальной жизни, где чувственно-эмоциональная трактовка объектов, пусть даже самых непритязательных, определяет индивидуальный почерк, собственную манеру рисующего, его самобытность. Импрессионисты обращались к передаче, воссозданию мимолётно кратких, но зато окрашенных собственной неповторимостью бесконечного (вечного) множества отрезков времени, перетекающих друг в друга, а в картине как бы растягиваемых. Такая особенность импрессии, то есть внешнего впечатления, позволяет быстро ориентироваться: в ежесекундном потоке тонких превращений, эмоций; в неповторимых изменениях природных явлений; замечать новое, лучшее в обычном; удивляться мгновению; ощущать пульс настоящего времени, который можно сжать, остановить или ускорить на плоскости картины. Импрессионистическая (или ориентировочная деятельность) является фактором развития чувства целого, остроты восприятия, умения замечать, обобщать, делать акценты на интересном, новом, удивительном.

Экстраполируя и далее отдельные сходные понятия (положения, действия) изобразительного искусства и педагогики, рассмотрим понятие «акцент». Ш. Амонашвили и В.И. Загвязинский обратили внимание на особое направление в теории - педагогической акцентологии и отмечают, что понятие «акцентология» является родным пока только для такой науки, как языкознание, хотя в ней не осмыслена его методологическая суть, И далее высказывается опасение в том, что методология, лишённая научной акцентологии, толкает саму научную мысль и образовательную практику в стихию волюнтаризма, порождает иллюзорную инновацию и необоснованное реформирование, влекущее за собой бесполезную трату интеллектуальных, духовных сил и материальных средств.


Последнее изменение: понедельник, 11 апреля 2022, 17:28