Изучаем

«Кто владеет информацией — тот владеет и миром» — эта, ставшая хрестоматийной, фраза Натана Ротшильда, произнесённая в 1815 году, как нельзя лучше характеризует всю многогранность информационного общества.

В современном мире достаточно сложно найти ту область деятельности, которая в той или иной степени не затрагивала бы тему информации, информатизации и прочих «атрибутов» сложного и до конца не понятного этапа общественного развития, который получил название информационного общества.

Этому глобальному явлению посвящены многочисленные прикладные исследования, публицистические и научные работы.

Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся учёные мира.

Ещё в 1940-х австралийский экономист Колин Кларк писал о перспективе общества информации и услуг, а в 50-х американский экономист Фриц Махлуп говорил о наступлении информационной экономики.

Термин «информационное общество» в качестве названия нового типа общества предложил Тадао Умесао в 1961 г. В своей «Теории информационной индустрии: рассвет наступающей эпохи эктодермальной индустрии» (1963 г.) он утверждал, что после сельскохозяйственного и промышленного, будет формироваться новое общество вокруг информационной индустрии.

В 1969 г. профессором Юдзиро Хаяси была также выдвинута и популяризирована теория информатизации в книге «Информатизированное общество: от индустриального общества к интеллектуальному обществу», характеризовавшая в то время изменения общества и его переход к информационному обществу в связи с увеличением объёма информации и её обменом посредством информационных технологий.

Ещё одним основоположником концепции информационного общества и её практической реализации в Японии был профессор Университета Аомори и основатель Института информационного общества Масуда Ёнэдзи. Он первым чётко сформулировал направления развития информационного общества, под которым понимал, прежде всего, компьютеризацию в социальной и экономической сферах государства, а главным продуктом информационного общества видел информацию, технологии и знания. По его мнению, «информационное общество будет новым типом общества, полностью отличающимся от существующего в настоящее время индустриального общества», «производство информационного продукта, а не продукта материального, будет движущей силой образования и развития общества».

В 70-е годы идея информационного общества становится популярной в США и странах Западной Европы.

В 1978 г. понятие телематического общества было перенесено в Европу, когда Симон Нора и Алан Минк использовали название нового типа общества в представленном президенту Франции докладе о компьютеризированном обществе.

В 70-е годы происходит конвергенция двух почти одновременно нарождающихся идеологий — информационного общества и постиндустриализма.

Идея постиндустриального общества была выдвинута в 60-е годы американским социологом Даниелем Беллом. В развёрнутом виде концепция постиндустриализма представлена в его книге «Наступление постиндустриального общества. Опыт социального прогноза», изданной в 1973 г.

Д. Белл разделяет историю человеческого общества на три стадии — аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Выражение «информационное общество» у Д. Белла — это новое название для постиндустриального общества, подчёркивающее основу определения его социальной структуры — информацию.

Суть информационного общества заключается в том, что человеческая цивилизация после аграрной и индустриальной стадии развития вступает в новую — информационную, где информация считается наиболее ценным ресурсом.

Краткое определение, характеризующее переход к информационному обществу: если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным.

Один из основоположников идей информационного общества Мануэль Кастельс характеризует эволюцию занятости следующими параметрами:

  • вытеснение сельскохозяйственной занятости;
  • постоянное сокращение традиционной промышленной занятости;
  • развитие услуг производителями (деловые услуги) и социальных услуг (услуги здравоохранения);
  • растущая диверсификация сферы услуг как источника рабочих мест;
  • быстрый рост управленческих, профессиональных и технических рабочих мест;
  • формирование пролетариата «белых воротничков», составленного из конторских служащих и работников торговли;
  • относительная стабильность существенной доли занятости в розничной торговле.